• BRAVO

Внедорожная экспедиция на Северный Урал 2018. Перевал Дятлова, ворота Отортена.

Пост обновлен 16 авг. 2018 г.

Всем привет!

Вот и закончилось это невероятное приключение!

Я дома. Отмылся, отоспался, отъелся и отпился). Самое время вспомнить и перетереть в памяти самые незабываемые моменты.

Планирование экспедиции началось еще с зимы. Сначала появилась идея, которая обросла маршрутами и отчетами других людей, побывавших там ранее. Потом начался набор участников. Исходя из личного опыта, большую команду набирать не хотелось: чем больше хвост, тем медленней едем. Поэтому я склоняюсь к тому, что оптимальное число участников - это 6 экипажей. Ближе к старту экспедиции, команда была сформирована. Все ждали часа Х)).

Но, как это обычно бывает, прямо перед стартом, буквально за несколько дней, один участник отказался от участия, а еще двое по разным причинам не смогли приехать к старту.

Старт был назначен в г . Ивдель, утром 16.07.2018. Все участники ехали из разных городов.

Я на ТЛК80- из Москвы

Михаил и Татьяна на ДЭФЕ - из Петрозаводска

Юрий и Артем на Патроле - из Нижнего Новгорода.


Наша команда на старте экспедиции

Поскольку я несколько задержался в пути из-за поломки заднего кардана, в Ивдель я приехал последним, вечером 15 июля. К тому времени ребята разузнали у местных, что из-за шедших всю прошлую неделю дождей, все реки разлились, и преодолеть их нет никакой возможности. Надо ждать несколько дней.

В связи с этим было принято решение съездить на Жигаланские водопады и заодно заехать на скалы "Три брата"

В общем утром, 16 числа, как и планировалось, стартуем. Но не на основной маршрут а на резервный.

Немного поплутав по местным окрестностям и допросив местного дядьку про дорогу, выходим на маршрут.


Дорога на Жигаланские водопады.

Дорога оказалась обычной грунтовкой, очень приличного качества. Местные по ней легко ездят на пузотерках. Но настоящий джипер всегда найдет где колеса испачкать и машину искупать)



От ближайшего асфальта, до реки около 80 км, плюс еще 1-2 км надо пройти пешком по берегу. Для машин там дороги нет. По дороге посещаем еще одну местную достопримечательность, знак Европа - Азия. Так же это место примечательно тем, что на фото я стою в Свердловской области , а Юра в Пермской.



В общем часам к трем мы добрались до реки с водопадами, бросили машины и пошли пешком смотреть эту красотищу.


Жигаланские водопады

На обратном пути от водопадов поворачиваем в сторону скалы "Три брата", и дорога резко меняется. Мы идем на крутой подъем, градусов эдак 40-45, с каменистым, в перемешку с грязью, покрытием. Моя машина и ДЭФ уверенно карабкаются по этим каменюкам, А Юрин Ниссан никак не хочет ехать.



Еще до старта Юра меня предупредил, что по пути в Ивдель у него сломался привод на одно заднее колесо, но при включении блокировки, второе работает. Передняя блокировка у него тоже капризничала и передок работал так же с одним ведущим колесом. Для Ниссана на этом подъеме этих приводов оказалось не достаточно и мы решили его лебеднуть.

Вот тут и открылся еще один нюанс. Его лебедка работала только без нагрузки.

Сообразив, что с такой машиной мы до скалы не доедем, решили разворачиваться и искать место для лагеря, т.к. время уже было к вечеру.

Поскольку с неработающей лебедкой машину на основной маршрут тащить не хотелось, утром следующего дня, была предпринята попытка ремонта этой лебедки методом протяжки силовых кабелей. Но пользы это не принесло. Позавтракав, мы выдвинулись обратно, в сторону Ивделя.

Подзатарившись в продуктовом и пополнив запас топлива, решили выехать на маршрут. Идея была доехать до рек, и в случае невозможности переправы, ждать на берегу спада воды.

Дорога после Ивделя оказалась все той же грейдерованной грунтовкой, по которой ездят местные на пузотерках.

Забегая вперед, скажу, что до Базы Ильича, за исключением бродов и нескольких глубоких луж, можно запросто доехать на жигулях.

Итак в путь!



Вообще, всю эту поездку нам неимоверно везло. И погода была солнечная, и люди хорошие попадались на нашем пути, и ситуация, почти всегда, складывалась в нашу пользу. Доехав до реки Вижайки, нам повезло). Мы встретили местных рыбаков, которые объяснили нам форватр проезда этой реки. Соответственно, без разведки ныряю в воду. За мной идет Ниссан, а потом ДЭФ.



В общем проскакиваем брод минут за 10 и едем дальше. Через несколько километров доезжаем до реки Ушминке. Она гораздо шире и глубже. Возле берега, в воде стоит брошенная гусянка. Чуть-чуть он до берега не дотянул)


Я на гусянке)

Дело к вечеру. Решаем ставить лагерь и переправляться уже утром.

После ужина опять предприняли попытку ремонта лебедки с Ниссана. Разобрали и почистили щеточный узел. Но опять лебедка не тянула. При холостом ходу, все ок. А как лебедишь - не может машину с места стронуть.

Утром Миша одел телепузы и обследовал речку. К ней вело два въезда, и мы решили идти по левому. Перебравшись на островок посередине реки, стоим и очкуем). Река быстрая и глубокая, как перебираться дальше?

И тут нам опять повезло. С нашего берега, в попутном направлении, речку переехала Шишига, котоая везла пеших туристов на выброску. Водитель шишиги Дима остановился на том берегу и руководил переправой нашей команды. Все прошло без приключений)


Увязавшись за Дименой шишигой, мы благополучно и быстро проехали все речки и лужи и добрались до места высадки пешиков. Река Ауспия. Тут мы прощаемся с Димой и его шишигой и выдвигаемся к следующей точки маршрута, Базе Ильича.



База Ильича - этот домик с банькой в лесу, на берегу реки. Все открыто, замков нет. Заходи, путник, и живи сколько надо


Немного отдохнув двигаем дальше. Дорога начинает потихоньку ухудшаться и идет вверх, на подъем. Доезжаем до Домика в Кедровнике. Он размером меньше, чем дом на Базе Ильича, но так же открыт для путников.


Пообедав возле домика едем дальше.

Начитавшись дома отчетов о предидущих поездках, я представлял себе эту дорогу как непроходимое болото, где будешь постоянно висеть на лебедке. По факту, лебедку я размотал только один раз, да и то по глупости: в одном месте, основную дорогу размыло, и мы с Дефом поехали объезжать это место через болото, в то время как Юра на Ниссане, у которого не работала лебедка, с помощью бензопилы построил просеку через молодняк и быстро, без проблем, проехал.

По меркам Подмосковных покатушек, я бы оценил этот маршрут как категорию для Стандарт+.

То есть 32"МТ, даже без лебедки вполне могут там проехать.

Но вернемся к истории.

После Домика в Кедровнике дорога еще ухудшилась. Стали появляться большие камни и крумник, подъем стал круче.


Потом начался лес с корнями


Через 200 метров после "Стоянки красного Запорожца" есть место, которое я в последствии обозвал "Гадкое Место"


Стоянка красного Запорожца

Гадкое оно тем, что все машины нашей команды в этом месте получили какието повреждения или приключения. К тому же, когда мы туда добрались, там стояла брошенная сломанная белая Нива, а на обратном пути к ниве присоеденился такой же брошенный Уазик. Но обо всем по порядку:

Проехав "Стоянку красного Запорожца" основная дорога оказалась сильно размыта, и уже имелась пропиленная объездочка через лес. Я и Миша на Дэфе по очереди, быстренько, ее проскочили. Настала очереди для Юры на Ниссане. И опять, так же как и на дороге к "Трем братьям", вот не едет он и все. Стоит, и на ровном месте копает колесами. Тоесть не болото, не камни. Просто подъем и земля. Одним словом, протащить его через эту объездочку в 150 метров, у нас заняло около 2 часов. В конце, когда все уже устали, несколько неловко вытащили его на основную дорогу и тут он решил прилечь. Нет, не Юра. Ниссан решил прилечь)



Видео стали снимать, когда его уже лебедкой немного подтянули. А так он реально почти лежал. Вот вам и "Гадкое место"

После этой объездочки стало понятно, что Ниссан пройти самостоятельно дальше по маршруту не сможет. Поэтому посовещавшись, мы развернули его в сторону Ивделя.

Дальше экспедиция шла в две машины.

Ближе к вечеру мы добрались до Перевала Дятлова.



Немного побродив вокруг, решаем ехать дальше и искать стоянку для ночлега. Сил уже нет. Проезжаем еще метров 500 и останавливаемся на ночь.

Утром у Миши в навигаторе пропали треки. Посмеявшись над суевериями, быстро собираемся и в путь.

Тут дорога совершенно иная. Каменюки разной величины и крумник. Ехать не сложно, но скорость маленькая, 2-5 иногда 10-15 км/ч. ребята на Дэфе постоянно отстают. Не ожидал, но он у них такой валкий... Того и гляди на бок ляжет. Миша за рулем, Таня постоянно на противовесе страхует.



К середине дня, у места которое все почемуто называют болотом, мы нагнали местных джиперов на уазах. Их было машин 6, а людей наверное человек 12



Немного про это "болото":

оно конечно слегка заболочено, но в низу то камни! Наших 34 джанглов вполне хватило чтобы практически без пробуксовок проехать. На 33"МТ там тоже будет "неочем". Почему в других отчетах так акцентируются на этом болоте, я так и не понял.

После знакомства с Уазоводами, я понял, что нам опять повезло). Дело в том, что до них в этом году по этому маршруту никто не ездил. Соответственно они шли и ремонтировали перед собой дорогу размытую за зиму и весну. К примеру, объездочку на "Гадком Месте" они делали. Так же много промоин камнями закладывали. Мы же шли прямо за ними и "пользовались" тем что они понастроили. Ребята! Спасибо вам огромное! Наша команда из двух мужчин и одной женщины такой фронт работы вряд ли бы осилила.

Пропускаем Уазоводов вперед и встаем на обед.

К середине дня добираемся до Отортена. Бросаем у подножья машины и пешочком наверх 2км


После Отортена через несколько километров Великая и Ужасная СТЕНА. И тут опять же я не понял, почему она ужасная?. Горка, с подъемом градусов 50-60. У меня был с собой лебедочный удлинитель на 25м. Так вот: от того места куда машина может подъехать и до того места откуда она своим ходом может поехать - 25метров. Поверхность горки ровная, каменистая (не закопаешься). По Московским меркам, если кто знает маршрут "Дмитровские холмы", так вот там такие же горки есть. Или на Бесовом Носу есть подъем из ямы - тоже самое, только в яме еще и грязь понамешана. Почему все так про нее с ужасом пишут я опять не понял.

Ну да ладно, опять к истории.

Дело к вечеру, мы у стены. Вместе с нами местные уазоводы). Посовещавшись решаем, что сегодня все размерим, спланируем, дорогу в порядок приведем, а завтра утром - штурм.

И вот утро! И тут Миша мне, вместо здрасти - мы дальше не поедем.

В общем причина такова - из-за валкости машины была велика опасность ее положить, а в горах, как известно, это может привести к фатальным последствиям. Это я про то, когда машина кубарем летит вниз, а люди внутри(((

Вобщем делать нечего, разворачиваемся и назад. Один ведь я не смогу проехать. Уазоводы, кстати, тоже не стали штурмовать стену и развернулись.

Обратный путь, как мне показалась, более сложный. Хотя туда я ехал "на бодрячке", а вот назад не особо... Тем не менее, на обратном пути я несколько раз помял колесные диски и в "Гадком Месте" оторвал сосок на заднем колесе. Ребята на Дэфе тоже на обратном пути там чуть не легли. На Перевале Дятлова опять началась мистика. Слушайте что си-бишка на видео говорит:


Все бы ничего, только до Кирова от этого места 1100км. Скалы , что после поворота на видео видно, это перевал. И еще прямо на перевале у меня перестал работать фотоаппарат, а у Миши наоборот, треки в навигаторе обратно появились.


За световой день мы доехали до Базы Ильича. Там была натоплена баня, и мы смогли помыться. А к вечеру следующего дня мы уже были в Ивделе.

И так резюме, и всякие технические данные, которые я не нашел в интернете, когда планировал маршрут. Думаю они будут полезны будущим путешественникам:

  • Сложность маршрута - Стандарт+. Вполне проходим на Патриоте с 32"МТ и лебедкой. В команде местных уазоводов, кстати, такая машина была. Обязательно привести все агрегаты в порядок. Если, к примеру, у вас слегка устала шаровая, которая по асфальту еще года 2 бы каталась, там обязательно оборвется)

  • Подготовка наших обоих авто - 34"ХТ, лебедка, шноркель

  • Протяженность маршрута. Всего мы прошли от Ивделя 200км в одну сторону. Из них 150 км - до Базы Ильича. Туда, мне кажется, даже на кроссовере можно доехать, только с бродами надо чтото придумать.. Оставшиеся 50 км - бездорожье.

  • Расход топлива. Я перед поездкой поначитался отчетов, где народ чуть ли не по полтонны с собой берет..... В итоге пол дороги до Москвы жег эту солярку). От Ивделя до перевала Дятлова моя 80ка с дизельным мотором 1HD-FT съела около 35 литров. До Стены еще где то 15. То есть в одну сторону ушло около 50 литров. Если ехать до Пупов, уйдет еще примерно литров 20-25 в одну сторону. У Дэфа расход был примерно такой же.

  • Что сломалось. У меня несколько раз гнулись колесные диски (давление надо побольше, я 1 атм делал), оторвал сосок, погнул короткую рулевую тягу, отвалился провод питания блока предохранителей (ехал без габаритов, стопов и кондея). У Дэфа - лопнула трубка на гидроусилителе, засвистел какой то подшипник, съел все колодки по кругу.


Теперь о планах. Маршрут ведь не пройден. Так что, скорее всего, на следующий год опять туда поеду))) Кто со мной?



Видео отчет с этой поездки:




Просмотров: 0

© 2017 

  • Instagram Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • Google+ Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon